Каждый народ имеет свою историю. История-память народа, которая позволяет находить силы и вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему.
Парадокс: в советском государстве не каждому этносу дано было право знать свою историю. На протяжении многих десятилетий немецкий этнос был «закрыт» для исследователей (историков, этнографов, антропологов, культурологов). Тема истории немцев в советской науке считалась запретной. Такое положение самым негативным образом отражалось на этнической культуре советских немцев. Необходимо учесть, что этническая культура скрепляет этнос и предохраняет его от распада.
Ситуация изменилась в конце 80-х гг., когда в Казахстане, как и в других советских республиках, происходила активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества. Немецкий этнос включается в происходящие культурные изменения: создаются общественные организации немцев («Возрождение» и пр.), появляются периодические издания на немецком и русском языках и пр. В 90-е гг., в период кризиса социально-экономической и политической ситуации в республике, этнокультурные потребности вытесняются по значимости на периферийное положение. Прогрессирующие процессы эмиграции, ассимиляции, урбанизации приводят к современному состоянию кризиса традиционной культуры немцев Казахстана. Данная ситуация требует особого внимания со стороны ученых : сегодня сохраняется возможность зафиксировать элементы традиционной культуры (виды и способы хозяйственной деятельности, традиционная обрядность, религиозные представления и пр.) .
В этой связи интересным представляется история и современное состояние музея с. Константиновка Успенского района Павлодарской области. Музей был создан в 1974 г. и долгое время сохранял статус историко-производственного. В силу данной специфики подавляющая часть экспозиций была посвящена этапам истории трудового подвига тружеников села. Инициировал создание музея руководитель хозяйства- Я.Г. Геринг, первым директором и создателем коллекции стал Варкентин П.И. Одна из экспозиций музея была посвящена взаимоотношениям с ГДР, которые были установлены Я.Г. Герингом еще в 70-х гг.
Каждому переселенцу с. Константиновка отводилось по 2 десятины земли на приусадебный участок, а на каждое хозяйство полагалось по 60 десятин. Дома первых поселенцев были построены из самана, кирпича-сырца и целинного пласта. К 1922 г. в селе насчитывалось 36 пластовых и саманных домов. Общая площадь обрабатываемой земли составляла 700 га. Орудия, техника немецких переселенцев была представлена однолемешными и двухлемешными плугами, деревянными баронами, сеялками и катками для обработки зерна. В качестве тягловых животных использовали лошадей и быков.
До 40-х гг. в колхозе существовала немецкая школа. Первым и долгое время единственным учителем был Янцен Абрам Генрихович. В 1929 г. с.Константиновка и еще 5 соседних сел были объединены в колхоз «13- ая годовщина». Позже, в 1933 г. эту структуру разукрепляют, и в 1951 г. с. Жанаталап и с. Константиновка образуют новое хозяйство – к. » 30 лет Казахской ССР». В начале 90-х гг. вернулись к первоначальному названию
Переименование затронуло и музей. На протяжении последнего десятилетия он носил статус историко-краеведческого. Постепенно начала собираться этнографическая коллекция.
С зимы 1997 по лето 2001 гг. музей из-за отсутствия финансирования был закрыт. В этот период была разграблена часть экспонатов, произошло разрушение здания. Сегодня управлением культуры Успенского района предпринимаются попытки создать на базе музея краеведческий клуб. Современное состояние музея требует разработки программы по его охране, реставрации и возрождению. Последнее будет способствовать сохранению и развитию народного опыта в традиционных видах хозяйственной деятельности
Вы можете просмотреть прикрепленные документы
Документ | Скачать |
---|---|
Книга Ю.И. Подопригора «Немцы Павлодарского Прииртышья» 1 | Скачать |
Книга Ю.И. Подопригора «Немцы Павлодарского Прииртышья» 2 | Скачать |
Карта-схема расположения немецких переселенческих поселков на территории Павлодарского уезда. 1900–1941гг. | Скачать |