Адрес: г. Павлодар, ул.Толстого 26
Телефон: +77774861309
русский язык deutsche

О культуре памяти

На площадке Zoom прошла очередная тематическая встреча, организованная Павлодарским областным обществом немцев «Возрождение» и выходцами из стран СНГ, проживающими в Германии.

Дискуссия получилась интересной и разносторонней, объединив в себе не только обсуждение серьезных вопросов, но и даже музыкальные выступления. Начало онлайн-мероприятию положила вокальная группа «Nette Frauen», созданная в 2000 году профессиональным музыкантом баянистом Карлом Филипповичем Креймером. Женщины исполнили балладу о трудармейцах.

— Жизнь идёт, на смену прошлым участникам ансамбля приходят новые. Сегодня музыкальной группой руководит Ирина Снежкова, солирует Людмила Бугаева, — рассказала Ольга Литневская, заместитель председателя ПООН «Возрождение». — Каждую пятницу проходят репетиции, участники ансамбля с удовольствием поют немецкие песни, учат язык. Любят исполнять бардовские хиты, песни украинского и казахского народов. Мы все трепетно относимся в традиции немецкой песни и хотим, чтобы она сохранилась, передаваясь из поколения в поколение.

Далее акцент Zoom-конференции был сделан на культуре памяти, ее роли и значении для личностного развития.

— В 2015 году, познакомившись с литературой российских немцев, я стала интересоваться культурой памяти: что мы помним, как помним, как воспроизводим, как это презентуем обществу и передаём последующим поколениям, — отметила в беседе Катарина Мартин-Виролайнен, немецкая писательница, общественный деятель, журналистка. — Существует такое понятие, как коллективная память, что, например, пережил народ. Воспоминания формируют нашу идентичность, способствуют формированию нас, как нации, группы. Когда я проводила свой анализ, то столкнулась с таким понятием, как неправильные воспоминания, — они немного не совпадают с историческими событиями. Эти неправильные воспоминания могут распространяться даже на целые группы. Иногда они искусственно создаются, чтобы что-то утаить. Бывают неосознанные, которые потом модифицируются и, тем самым, может запуститься дезинформация. Также мне пришлось столкнуться и с таким феноменом: когда старшее поколение не говорит, не рассказывает о прошлом, а младшее не спрашивает. В 2019 году был запущен проект, который был направлен на сбор и анализ воспоминаний российских немок — женщин, переживших депортацию, трудовую армию и тд. Все повествования оказались похожи друг на друга, как заученный текст. В песне, которую представила вокальная группа «Nette Frauen», есть слова: «привыкших не спорить, а молчать». Это очень верно характеризует поколение наших родителей, дедушек и бабушек. Они молчали, не жаловались, принимали ситуацию такой, как она была. Рассказывать о чудовищных фактах было не принято, потому что пережить насилие — это страшно, а потом рассказывать об этом — и стыдно, и неприятно.

По словам Катарины Мартин-Виролайнен, у людей, переживших трагедию, и их потомков была выявлена трансгенерационная травма, способная передаваться до четвертого поколения. И если её не проработать, то жизнь бабушек и дедушек становится функциональной моделью для жизни внуков и правнуков.

— Я считаю, что передача памяти должна осуществляться не только на творческом уровне, но и на научном, — подчеркнула Катарина Мартин-Виролайнен. — Культура памяти начинается с нас самих, с нашего дома — это коммуникация между поколениями. В первую очередь мы должны это поддерживать и развивать. Я могу прочитать тысячу книг и посмотреть тысячу фильмов, но ничто меня так не заденет и не тронет, как рассказ живого близкого человека. Это ценно. Культура памяти важна для того, чтобы дети и внуки понимали, кто и откуда они, чтобы это повлияло положительно на их развитие.

Ольга Литневская в свою очередь подчеркнула, что несколько лет назад Павлодарское областное общество немцев «Возрождение» приступило к сбору видеоматериалов о жизни трудармейцев — для того, чтобы сохранить и передать воспоминания потомкам. Также в ходе дискуссии был поднят вопрос о создании международного объединения, способного добавить значимости культуре памяти этнических немцев.

Марина Ангальдт