Пелена сброшена с глаз окончательно — досадный сбой в виде короны обернулся на деле длительными, неисчерпаемыми проблемами. Теперь можно не сомневаться: именно пандемия задает направление и стиль будущему.
Надо ли и дальше бояться изменений, причем не только в экономической сфере, но и в социокультурном и образовательном пространстве? Или же всё, что ни делается, — это к лучшему?
Новый вынужденный формат учёбы, как показала суровая практика, уязвим и противоречив. Чего греха таить: общая нацеленность на завтрашний день через «удаленку», комбинированную модель обучения и самообразование вызывает множество сомнений. В частности, смогут ли в действительности онлайн-уроки помочь школьникам и студентам выучить иностранные языки?
Сами собой встают вопросы мотивации, социальной интеграции и человеческого потенциала, а также ненароком вспоминается Фридрих Ницше с его теорией сверхчеловека…
Об этом мы побеседовали с Надеждой Степановой, педагогом с большим стажем работы, куратором-методистом курсов немецкого языка в ПООН «Возрождение».
— Надежда Михайловна, почему Вы выбрали педагогику?
— Собственно, я выбирала не педагогику, а иностранные языки. И, как большинство тех, кто учился на факультете иностранных языков, мечтала о профессии переводчика. Считала, что если знаешь языки, то и жить интереснее: путешествия, знакомства со странами и людьми. Рисовались увлекательные перспективы… Затем по распределению необходимо было идти работать в школу — после окончания вуза я так и сделала, проработав там недолгое время. В 1982-м году пришла в Павлодарский педагогический институт на кафедру иностранных языков, а вскоре перешла на кафедру немецкого языка. С ней связана практически вся моя профессиональная жизнь. Там мы занимались подготовкой педкадров — учителей немецкого языка для Павлодарской области; пережили также объединение с ПГУ… Некоторое время я работала в ПАу и с 1996-го года, помимо работы в пединституте, стала преподавать на курсах немецкого языка в Павлодарском областном обществе немцев «Возрождение». Куратором-методистом этих курсов я являюсь с 2002-го года.
— Как выучить сегодня немецкий в Казахстане?
— Раньше у нас в стране была хорошая учебная база: немецкий язык изучался в школах, в педагогическом институте имелась соответствующая специальность и значительный педагогический состав. Затем преподавание немецкого языка, можно сказать, было уничтожено… Однако, я рада, что изучение языка Гёте и Шиллера сейчас снова возрождается благодаря ОФ «Возрождение» и усилиям председателя Попечительского совета Альберта Павловича Рау. Проводилась в буквальном смысле большая работа по «реанимированию» немецкого языка и возвращению его в школы. Существуют пилотные классы, в которых преподают немецкий, также ведётся работа над новым учебником. Но это пока небольшие шаги… Немецкий язык как специальность можно изучить в Кокшетауском государственном университете им. Ч. Уалиханова. Ну и, само собой, на курсах общества немцев «Возрождение». Так, у нас в регионе обучение немецкому языку ведётся в Павлодаре, Экибастузе, Аксу, Розовке, Луганске, Новочерноярке, Железинке, Успенке, Шарбактах и Теренколе.
— Как заинтересовать ребёнка изучением немецкого языка?
— Прежде всего он должен видеть цель и знать существенные преимущества владения немецким. К примеру, язык Гёте и Шиллера давно находится на пике популярности в Европе — он там самый распространенный. Знание немецкого позволит обучаться в Германии, сделать карьеру в немецких компаниях, поможет найти работу в туристическом бизнесе — это как минимум. К тому же владение немецким языком — это возможность узнать историю, традиции и культуру своих предков… Еще немалую роль в мотивации к изучению языка сыграют не только выбранные методы, но и личность самого преподавателя. Например, у нас на курсах в ОФ «Возрождение» занятия ведут квалифицированные педагоги, способные создать на уроке творческую атмосферу, увлечь и заинтересовать. Записаться на курсы можно, позвонив по телефону: 8 (7182) 32-30-28.
— Существуют ли проблемы в системе дистанционного обучения иностранным языкам?
— Опыт дистанционного обучения у нас небольшой, поэтому система преподавания иностранных языков в формате онлайн несовершенна. Язык – это прежде всего средство коммуникации, стало быть, живого общения не заменит ничто. Конечно, онлайн-обучение позволяет организовать работу, допустим, в парах или в группах, но всё равно это не то… Также для изучения иностранных языков немаловажно и количество часов: чем их меньше, тем меньше и знаний… Что касается учителей, то для них «удалёнка» — это дополнительная нагрузка: многим из них сегодня приходится нелегко.
— Представьте: нас ждёт будущее, в котором все учатся онлайн, а учеба офлайн станет пережитком прошлого. Ваше мнение?
— Даже не хочу себе такое представлять. Страшно. Надеюсь, что в скором времени пандемия закончится, и всё встанет на свои места.