Сотни тысяч жизней, «без вести павших и безвинно севших», перечёркнутых устрашающей силой под девизом «разделяй и властвуй». Разрывая связь родных и связь времён, массовые репрессии 1930-1940-х стали тем самым поворотным моментом, после которого человеческая логика была разорвана в клочья. Стокгольмский синдром — термин, появившийся гораздо позже сталинских репрессий, но невероятно точно описывающий состояние их жертв, побитых несправедливой жизнью. Нередко в домах тех, кто прошёл через лагеря ГУЛАГа, висели портреты Сталина, одного из главных инициаторов беспощадных репрессий. Вождь, а не палач. Самопожертвование как следствие, а не причина.
— В немецком отделении Школы Национального Возрождения прошёл классный час на тему «День памяти жертв политических репрессий» с участием ветеранов немецкого общества Эмили Александровны Дьячковой и Целестины Якобны Луценко, которые поделились воспоминаниями о депортации. Так, например, Целестина Якобна росла сиротой, воспитывалась в детском доме. Ее родители попали в трудовую армию и там пропали, не вернулись обратно. А Эмилии Александровне — поволжской немке — на момент депортации было девять лет. В ее детской памяти сохранились мельчайшие подробности того страшного времени: когда приходилось выживать, — и взрослым, и детям, — буквально стиснув зубы, — рассказывает Валентина Кос, преподаватель немецкого языка в Павлодарском областном обществе немцев «Возрождение».
— Поговорили с ребятами о том, как немцы оказались на территории Российской империи, о приглашении Екатерины II — это важный штрих в нашей истории — и о заселении Поволжья. Обсудили трудолюбие немцев, их стремление к порядку, ну и само собой — беспощадный механизм репрессий, применявшийся к немецкому населению в середине XX века. Пока война не вторглась в мирную жизнь, все было относительно хорошо. А затем национальная принадлежность явилась достаточным основанием для депортации и ссылки в лагеря.
Также участники классного часа познакомились с картиной художника Бруно Даля под названием «Депортация». Изображённый на полотне сюжет, передающий нервную обстановку: люди, чемоданы, вагоны — явился очевидной констатацией факта, подсказавшей ребятам ответ на простой вопрос педагога: «Что изобразил автор?».
— На картине — август 1941-го, вошедший в противоречие с элементарной разумностью. Глядя на изображение, дети изначально спрашивали себя: кто эти люди, куда они едут? Почему они так одеты, где все их вещи, почему их так мало? Зачем к обычным мирным гражданам приставлен конвой? — отмечает Валентина Кос. — Обсудив обстановку, показанную на полотне, все пришли к выводу, что художник описал процесс депортации. У советских немцев был единственный вариант выжить – сесть в теплушки, вагоны для перевозки скота.
«Невыносимость» ситуации была «исправлена» при помощи репрессий, уравнявших всех: и старых, и молодых. За ссылкой, сгубившей сотни тысяч жизней, — как водится, вкалывавших на рудниках и лесоповалах, даже не хоронили — их просто закатывали бульдозерами в траншеи, — последовал неприглядный идеологический ярлык, приклеившийся к нескольким поколением советских немцев. Реабилитация, случившаяся в начале 90-х, хоть и опоздала, но стала для многих своеобразным глотком свежего воздуха: мы не виноваты!
Чудовищ рождает именно сон разума, поэтому современному поколению важно понять простую и очевидную истину: человечество окажется в патовой ситуацией, если позволит себе превратиться в безликую и бездушную массу. Пронзительный вирус в виде репрессий, поразивший в своё время советское общество, не должен возродиться вновь. Конфликт прошлого, настоящего и грядущего будет всегда, но он не отменяет необходимости объективно мыслить и сострадать. К счастью, среди сегодняшней молодёжи немало тех, кто смотрит в будущее здраво, не забывая при этом о печальном и горьком опыте предков.
— Несколько дней назад мы ездили в с. Луганск, провели там встречу с немецкой молодёжью в местной школе. Целью поездки была информационная беседа о молодёжной работе и возможностях, которые открываются для неё, при создании в селе филиала клуба «Lenz», — говорит Роман Гебель, координатор по молодёжной работе в Павлодарском областном обществе немцев «Возрождение». — Мы обсудили программу поддержки немецкого этноса на территории Казахстана, возможность участия в различных проектах: к примеру, по поддержке студентов «Авангард» и деятельности клубов немецкой молодёжи; поговорили о летних лингвистических площадках и о многом другом, что интересно и полезно для ребят. Под занавес мероприятия были проведены игры на командообразованию, урок по танцу и чаепитие. Радует, что у нынешних молодых людей не пропал интерес к немецкой культуре и традициям. Да и вопрос национальной идентичности для них, по большому счету, не стоит — большинство из ребят чувствуют себя этническими немцами, помнят историю своих предков, имеют активную жизненную позицию и горят желанием проводить молодёжную работу.