Адрес: г. Павлодар, ул.Толстого 26
Телефон: +77713225421
русский язык deutsche

Апрельские традиции

День дураков (Narrentag), 1 апреля, «дураков посылают, куда захотят"; утверждают, что в этот день родился Иуда, впоследствии чего именно в этот день Сатана имеет власть над миром. Но при помощи дурака нужно опередить Сатану, т.к. шутка отпугивает беду. Первоначально в этот день отцы посылали своих детей, мастера — своих учеников, хозяева — своих новых слуг — приказывали принести из аптеки комаринный жир или сушенного снега, отнести в соседнюю деревню куринные кости или мешок с воздухом, или где-либо набрать необожженной золы. А можно своим гостям наливать в стакан воду вместо вина, опложить на тарелку сырую рыбу, детям подают к столу «мухоморы» из половинки сваренного в крутую яйца и половинки помидора с пятнышками майонеза и шуточное пиво из лимонного желе пивного цвета с пеной из яйца.Особенно забавно выглядит, если желе дают застыть в установленных наискось стаканах и только затем украшают пеной.


Пасха (Ostern)
считается одним из наиболее радостных праздников, важную роль играют различные предпасхальные обряды.

Вербное воскресенье (Palmsonntag) — последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается Страстная неделя. Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают человека от злых сил. Освящение «пальм» в церкви происходит с первых веков христианства (Palmweihe) и представляет собой повторение того ликования, которое прокатилось по Иерусалиму, когда Христос с триумфом вошел в город, — и так как навстречу Иисусу прежде всего выбежали дети, они и сегодня несут в руках во время процессии после освящения пальм в церкви празднично украшенные ветви (Palmstecken). Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжнвнльником, пихтой, ветками орешника и другими деревьями или кустарниками. Простейшие Пальмштекен состоят из шеста, который увивается растениями; наверху крест, привязываются яйца, шест перевязывается фиолетовыми или зелеными лентами. Дети несут Пальмштекен в церковь, где их освящают, затем следует Пальмовое шествие (Palmsonntagszüge), а потом Пальмштекен несут домой и помещают в доме в «Божий» угол у распятия, у зеркала или у изображения святых или ставят в чашу со святой водой, а возможно — привязывают в хлеву к балке: Пальмштекен оберегают и приносят благословение.

Страстная неделя (die Karwoche) называется также Великой (Große Woche), Тихой (Stille Woche), Святой (Heilige Woche),Неделей плача (Klagewoche), Раскаяния (Reuewoche), и Печали (Trauerwoche), она начинается в Вербное воскресенье и заканчивается в Страстную субботу. Во время Страсной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскиваются долгов, это время освобождения и помилования заключенных и ожидающих наказания. В повседневной жизни это означает: никаких тацев, никаких празднеств, никакой стрельбы и охоты, никакого шума. Народ дал каждому дню этой недели свое собственное название. Так, понедельник называют Синим, потому что в этот день католики покрывают алтарь синим сукном; среду — Днем Вотана, или Неправедной (krummen Mittwoch), ибо по легенде в среду был осужден Христос ; четверг называют Зеленым (Gründonnerstag), в этот день в церкви носили зеленое облачение, и существует обычай в этот день съесть что-либо зеленое (шпинат, крапиву, зеленую капусту), пятницу называют Днем Печали (Karfreitag).

Страстная пятница (Karwoche) — день смерти Христа — важнейший евангельский праздник — проходит целиком под знаком печали и траура, при соблюдении строгого поста, тишины, созерцательности, с траурными песнопениями в церкви при молчании органа и колоколов, с процессиями и посещениями кладбищ; танцы и шумная радость запрещены.

Страстная суббота (Karsamstag) — день очищения. По народному обычаю дом отмывается и торжественно очищается к Пасхе, пекутся пасхальные хлеба и все приводится в порядок (в некоторых местах днем очищения считается страстной Четверг), занимаются окраской яйц.

Пасхальная свеча (Osterkerze) — это символ воскресения, её освящают у огня, вставляют в неё пять крупиц ладана, которые напоминают о пяти ранах Христа, и торжественной процессией вносят в церковь: от её огня зажигаются все остальные свечи в церкви и те, что находятся в руках у верующих; она устанавливается на отдельном подсвечнике рядом с главным алтарем и до Вознесения зажигается на каждом богослужении. Собственную пасхальную свечу также берут с собой домой, берегут и в течение года зажигают во время болезни и в нужде.

Пасхальный костер (Osterfeuer) — перед церковью зажигается вечером в Страстную субботу, а ребята зажигают от него факел и приносят пасхальный огонь домой: при его помощи вновь разжигается огонь в очаге. Во многих местностях вокруг пасхального костар танцуют и сжигают соломенного человека (Иуду), поют песни о Вознесении.

Пасхальная вода считается особо благословенной святой водой, ею крестят детей, берут с собой домой, она обладает особой целительной силой и способствует поддержанию молодости и красоты.


Пасхальное дерево (Osterbaum) произошло от вечнозеленой туи. Оно состоит из деревянного остова (палки), который должен быть не менее пятидесяти сантиметров в длину и иметь три поперечных перекладины из тонких деревяшек, из которых нижняя — самая длинная, а верхняя — самая короткая. Обычно поперечные перекладины прикрепляют к вертикальному стволу при помощи проволоки. Этот тройной крест плотно обвивают самшитом и цветной проволокой, устанавливают в большой, наполненный землей, цветочный горшок и на каждую поперечную перекладину вешают по четыре пестро раскрашенных яйца, которые символизируют двенадцать месяцев.

Пасхальное воскресенье (Ostersonntag), или собственно Пасха (Ostern), зависит от начала весны и от полнолуния: её празднуют ежегодно в воскресенье после первого полнолуния после начала весны, после сорокадневнего Великого поста. Возможно, что название Остерн происходит от немецкой богини весны Остеры, в честь которой ежегодно устраивался весенний праздник, но есть и другие предположения. Это — Господень день, так как женщины в воскресенье обнаружили, что могила Христа пуста.


Пасхальное яйцо (Osterei) — в христианской смысле — символ Воскресения, скорлепа означает могилу, из которой выходит живое существо; по старинному народному обычаю яйцо — символ плодородия и вечного возвращения жизни, и оно встречается не только в весенних обычаях, но и в летних, и зимних, на жатву и Рождество. Первоначально у нас были приняты белые яйца, их дарили некрашенными, с IX века их начали красить. Красные яйцабыли самыми популярными — как цвет жизни, цвет солнца, цвет крови, что пролил за нас Христос, но затем яйца уже т золотили, серебрили, усеивали красивыми пятнышками, на них делали фигурки: во многих местностях яйца украшались изображениями ангела, младенца Христа или агнца с белым знаменем.


Пасхальный заяц (Osterhase) - c XVI века приносит детям яйца, хотя раньше в Гольштейне и Саксонии это была курица, в Эльзасе — аист, в Гессене — лиса, в Швейцарии — кукушка. Заяц в конце концов победил, так как среди всех зверей лугов и полей он самый плодовитый, а кроме того, он входит в свиту германской богини земли Гольды, во время её ночных шествий освещает её путь свечами. Однако яйца нужно было предварительно найти, и дети искали гнезда, смастеренные из первой весенней зелени, из цветов и мха. Это могли быть маленькие ивовые корзинки, которые перед Пасхой устанавливались в доме и саду, и начианлась охота на Пасхального Зайца (Osterhasjagen), известная с XVII века.

Однако яйца нужно было предварительно найти, и дети искали гнезда, смастеренные из первой весенней зелени, из цветов и мха. Это могли быть маленькие ивовые корзинки, которые перед Пасхой устанавливались в доме и саду, и начианлась охота на Пасхального Зайца (Osterhasjagen), известная с XVII века.

Пасхальные игры: разбивание яиц (Eierschlagen), катание яиц (Eierrollen), бросание в яйцо (Eieranwerfen), сбор яиц (Eierlesen) и многие другие. «Разбивание яиц«: двое играющих ударяют одно яйцо о другое острым или тупыми концами. один участник держит яйцо, а второй бьет по нему своим. Чье яйцо при этом разобьется, тот и проиграл и должен отдать яйцо. Сбор яйц — игра для взрослых и детей, для которой требуются две группы — «скакуны» и «сборщики». «Скакуны» обегали соседей, собирая пасхальные крендели, а «сборщики» пробегали из дома в дом и собирали определенное количество яиц. Кто раньше возвращался в условленное место, собрав уже заранее оговоренное количество кренделей или яйц, — выигрывал, а проигравшие должны были приготовить угощение из собранных яиц, к которому подавались и кренделя. Угощались, конечно, все — и праздник заканчивался танцами.


Красная горка, или Фомино воскресенье (Weißer Sonntsg) - последнее воскресенье пасхальной недели — это день первого причастия, или конфирмации: дома детей или подростков празднично украшались свежей зеленью и самшитом, обрамлялись зеленью двери дома крестных отца и матери. После службы пастор вместе с прошедшими конфирмацию отправлялся на кладбище, где онивместе сажали фруктовое дерево — символ того, как должна расти и развиваться их укрепившаяся вера.

Вальпургиева ночь (Walpurgisnacht), — ночь на первое мая — это ночь ведьм, которые верхом на метлах, кошках или козлах прибывают в аббатство ведьм на горе Блоксберг в Гарце, чтобы потанцевать с дьяволом. в эту ночь возможны любые чудеса и превращения: растения могут прекратить расти, а воду можно превратить в вино. В эту ночь всюду принимаются меры предостороженности: двери хлевов запирают и рисуют на них кресты, также ставят перед ними борону, перевернутую вверх зубьями. Во двор приносят сберегающие от несчастья травы, жгут на полях костры, а также разводят костры и посередине села: на них сжигают все старые метлы, или же бегают с горящими метлами, как с факелами.

Часто со старыми вещами сжигали «ведьму» — соломенное чучело. Ведьмы изгоняются как огнем, так и хлопаньем кнута, поэтому с заходом солнца парни бегали вокруг домов, щелкая кнутами, чтобы отогнать ведьм, в церквах звонили в колокола.Вечером дети играют в Вальпер-игру (Walperspiel): мальчишки переодеваются вальпер-человечками, а девочки — ведьмами. Вальпер- человечки охотятся на ведьм по всей деревне, при этом устанавливается столько шума, сколько только можно себе представить.