За неделю до поста замыкается в церковном году рождественский круг: Христос родился, на празднике Богоявления Его почтили как Господа и Владыку – теперь Он собирается побороть Сатану и вместе с ним – переходящий мир фальшивых желаний и алчности, эгоизма и греха, пока не воскреснет в свете Пасхи. Пост начинается в Пепельную среду, продолжается 40 дней и заканчивается в Страстную субботу. Для христиан эти сорок дней были периодом подготовки: пост, молитвы, раздача милостыни, уединение, отсутствие балов и больших вечеринок – содержание этого времени.
Пепельная среда (Aschermittwoch), посыпание пеплом (Aschenbestreuung), «удар в Пепельную среду» (Aschermittwochstreich) попадает обычно на один из дней в марте, ею заканчивались буйные масленичные празднования, размах которых в некоторых местностях захватывал даже и этот день. Отсюда возможность в этот день шествий «с плугом», «рыбных шествий», «стирка кошелька», когда хозяйки вывешивали постиранные кошельки на веревках в знак того, что в разгульные дни карнавала до поста истрачены все деньги в доме.
«Удар в Пепельную среду». Этот обычай опирается на магические верования в возрождающуюся природу: так, на заре этого дня дети ходили к своим крестным с зеленой веточкой, наносили им пару легких ударов и получали за это последние крендели. Эти зелёные веточки, часто березовые, были любовно украшены шерстяными нитками и длинными лентами. По деревне также могли ходить и молодые парни: они бросались золой, хлестали прохожих зелеными ветками, а вечером готовили себе из откупного хороший ужин, а собранные деньги пропивали в трактире. Зола — символ пепла, а этот пепел – от священной пальмовой ветви Вербного воскресенья, освященный священником и «посыпаемый на главу» верующим, — чаще всего в церкви этим пеплом наносятся кресты на лбы прихожан.
Праздник фиалки (das Veilchenfest): в деревнях первую фиалку торжественно закрепляли на шесте и танцевали вокруг неё; герольдом весны в городах был тот, кто с первой фиалкой на палке появлялся перед воротами. Караульный торжественно приветствовал его фанфарой, а затем оба – караульный и герольд весны (Frühlingsherold)– получали выпивку. Фиалка считалась вещим цветком. Говорили: кто найдет первую фиалку, тому можно загадать желание и оно исполнится так же неизбежно, как неизбежен приход весны.