Адрес: г. Павлодар, ул.Астана 59
Телефон: 8 (7182) 32-30-28
русский язык deutsche

Январь

Крещение, Богоявление, праздник Трех Волхвов, Трех Королей, (Fest der Erscheinung des Herrn, Epiphania Domini, Dreikönig) – 6 января – день крещения Христа, праздник Трех Королей завершает рождественский цикл. В этот день в последний раз зажигают огни на рождественской елке, после чего её разбирают. В церкви к этому дню святят воду, соль и мел, дом и двор окуривают, чтобы изгнать нечистую силу, на дверях и воротах освященным мелом пишут три начальные буквы имен Трех Королей: С+М+В (Каспар, Мельхиор, Бальтазар) с крестами и окропляют дом и двор святой водой. Во многих немецких и украинских семьях еще долго сохранялась традиция надписей освященным мелом С+М+В, что по народному представлению означало: Благослови этот дом Христос.

Освященную соль клали в маслобойку против колдовства, в суп от болезней, в корм скоту. На ужин должны были быть поданы непременно три блюда: овсяное, ржаное и молочное. Вечером повсеместно мальчики, одетые обычно в белые балахоны, с золотыми коронами на головах ходили от дома к дому и пели (Sternsingen). Они изображали трех Королей: у одного из них (Бальтазара) лицо было вымазано сажей, и он нес звезду на длинной палке. Прежде эту звезду изнутри подсвечивала свеча, а теперь для этого используют батарейку с лампочкой. Каспар и Мельхиор сопровождали Бальтазара, так как несущий звезду возглавлял группу. При входе в дом пели : «Es führt der Könige Gottes Hand durch einen Stern aus Morgenland», то есть: «Ведет Трех Королей божья рука при помощи звезды с востока» Каждый раз при слове «звезда» Бальтазар стучал палкой в пол. После получения подарков благодарили и прощались со славами:

Wir müssen den Stern noch mal herum drehen,
Wir müssen ja heute noch weiter gehen.
Мы должны звезду ещё раз повернуть,
Мы должны, ведь сегодня ещё дальше идти.
Иногда, уходя, Бальтазар мел веником, выметая все несчастье из дома. Легенда о Трех Королях могла в этот вечер разыгрываться как целое представление. Процессия Трех Королей была центральным событием в немецких селах Западной Сибири, преимущественно в католических. Крещенский вечер и ночь – самые опасные в году: различные злые духи проносятся в ночи – отсюда так много предосторожностей и обрядов, в том числе и связанных с образом Перхты – одной из древних богинь природы, супруги бога бури, повелительницы туч и ветра. Перхта обладает властью наделять плоды полей солнечным сиянием и плодородием. По-матерински может покровительствовать женщинам, прежде всего – пряхам, но Перхта – опасная богиня, которая охотится за детьми и в этот вечер может их украсть. Перхта имеет много других имен: фрау Харке, фрау Годе, фрау Хильда, фрау Холле: она охотится с диким войском, а когда она вытряхивает перину, идет снег – это истинный портрет земной природы, которая показывается нам, то мрачной и стьрогой, то веселой и дружелюбной. Шьяхе Перхту, злую фрау Холле – с удовольствием сжигают в эту ночь в виде соломенной куклы, иногда Перхта бродит по деревне в одиночку со страшной деревянной маской на лице и в старой косматой шкуре, заскакивает в дома, пугает взрослых и детей, спрашивает, все ли прилежны и храбры, иснова исчезает. А иногда в виде Перхт бродят по деревни три старые женщины, для чего они надевают на себя старые штаны своих мужей, старые пиджаки и мешки, в которых они прорезают отверстия для глаз и рта. Они гремят цепями перед домами, стучат в двери – и люди дают им груши, хлеб и лапшу, чтобы те шли дальше.

Крещение – это праздник света, поэтому на холмах вокруг города раскладываются костры. Вечером по улицам движется процессия с фонарями, а во всех окнах горят лампочки и свечи.