Фашинг, Фастнахт, Карнавал (Fasching, Faschingszeit, Fastnacht) — один из наиболее веселых и буйных праздников этого времени года, который раньше длился несколько недель — от дня Трех Королей до начала Великого поста перед Пасхой — «пепельной среды» «Aschermittwoch». Этот праздник отмечался всегда как праздник кануна весны и плодородия; при помощи маскарадных шествий, игр и шуток, часто довольно грубых с нашей сегодняшней точки зрения, наши предки в дохристианские времена пытались избавиться от страха перед демонами и злыми духами, перед холодом и болезнями. Многие обряды поддерживаются до сих пор и даже стали всемироно известны: свадьба, шествия, ведьм, танцы с обручами и мечами и др.
Свадьба (Faschingshochzeit) во многих местностях была поводом к маскараду и совместному празднованию. Например, детская «свадьба», для которой дети переодивались женихом и невестой, сватом, пастором и гостями; «жениха» с «невестой» катали по деревне в кукольной коляске и справляли «свадьбу», на которую дети приглашали к себе тех взрослых, коротых они любят и которые в прошедшем году сделали им много хорошего. Если такую свадьбу праздновали взрослые, то невестой был чаще всего переодетый мужчина, а свадьба заканчивалась разводом, при котором нужно было назвать как можно больше причин для развода в стихотворной форме, а все присутствующие отпускали всевозможные шутки. Одним из вариантов подобной свадьбы была так называемая «свадьба живодера» (Schinderhochzeit), которая праздновалась в масленичный вторник накануне Пепельной среды: как и на настоящей свадьбе, можно было увидеть две пары друзей новобрачных, парней с украшенными лентами жезлами в руках и в шляпах, украшенных миртом и лентами. Рядом с парнями шли подружки невесты в простых деревенских нарядах с полувенками из колосьев в волосах. За ними шли собственно новобрачные: безобразный, грязный, с перепачканным сажей лицом жених и невеста — по- праздничному красиво одетая и разнаряженная. Заключала процессию свита в красивых народных костюмах. Кульминацией подобной «свадьбы» были разнообразные стихотворные речи, в которых подробно «перемалывались» события прошедшего года, в основном местного характера.
Fastnachtspiele (игры на Фастнахт)- это разнообразнейшие шутки, розыгрыши, фарсы – древнейшие формы немецкой комедии, которые исполнялись молодежью.Иолодые люди ходили от дома к дому, от тактира к трактиру и сполняли свои импровизации без кулис и занавеса: крестьянин перед судом, доктор у больного крестьянина и др., шутки были грубоватыми, герои бесспрерывно ссорились (эти герои и образы отражены в форсах Ганса Закса).
Спрятать домашнюю туфлю (Pantoffelnverstecken): все играющие усаживаются на пол в плотный круг и жребием выбирают того, кто должен охотиться за домашней туфлей. Домашняя туфля перемещается туда-сюда под выставленными коленями, пока „охотник“ её не обнаружит. Тогда охотником за туфлей становится тот, у кого её обнаружили.
Охота на Фашинг (Faschingsjagd): двое парней стараются одеться так, чтобы их никто не узнал (соломенные чучела, шуты с бубенчиками и др.), они вооружены прутьями и хворостинами, дети их окружают, дразнят, а те защищаются ударами прутьев. Они не должны быть узнаны как можно дольше- они должны бегать в своих нарядах, а потом бесследно иссчезнуть. Если кому-либо удается их узнать, то ряженые получают назад все удары, которые они раздавали.
„Старушечья мельница“ (Altweibermühle): на масленицу запускают в действие „источник молодости“, в который сверху бросают переодетых безобразными старухами парней, а снизу появляются красивые молодые девушки. Очень характерно при этом изображается процесс омоложения: сбоку „источник молодости“ выбрасывает кости и волосы, и даже хлещет „кровь“ на потеху зрителям.
Шествия, процессии (Umzüge),бега различных маскарадных персонажей проводились раньше в разное время с большим или меньшим размахом, но всегда обязательно – в дни, кульминационные для карнавала: в воскресенье, вторник перед Пепельной средой, иногда захватывая и первый день Великого поста.Во многих местах особо отмечается понедельник, который назвали „неистовым понедельником“ (Rasenmontag), в Кельне и некоторых других местах устраиваются процессии из пышно разукрашенных машин, телег, повозок в виде корабликов, групп ряженых пешеходов и всадников. Бросают много конфетти, заменившего горох, которым обсыпали друг друга в XIX веке. Очевидно, одни из наиболее древних шествий – это шествия с плугом (Rflugumzüge), которые уже в веке VIII порицались как языческие.
И в наши дни шествия с плугом сохраняются: например, 20 школьников парами тащат плуг в сопровождении глашатая, который из своего протокола зачитывает все интересное, происшедшее в данной местности в прошлом году. Или: плуг тянут два парня, зашитые в зверинные шкуры и бегущие на четвереньках, за ними идут крестьянин, боронильщик, сеятель, разбрасывающий зерна широкой дугой, а далее портной с ниткой и иголкой, сапожники со своими инструментами, прядильщицы, цирюльники, официанты, танцующий медведь со своим подворем, а замыкают шествие двое монахов, окруженные громоглассными, увешанными бубенчиками шутами. Бега, прыжки и танцы Перхт (Perchtenlaufen, Perchtenspringen, Perchtentänze) связаны с фрау Перхтой, которая уже появлялась в крещенский вечер. На этот праздник были приняты более масштабные процессии Перхт, в которых участвовали почти исключительно мужчины в масках, например: в обеденное время двенадцать красивых Перхт в высоких шлемах и пестрых одеяниях с большим количеством цветных лент появляются в деревне, чтобы начать шествие. На шлемах у них маленькие бубенчики и колокольчики, звучащие при каждом их движении, в руках они держат длинные палки, и особенно богато одет главный Перхт- их предводитель: на нем особенно высокая шляпа с самым большим количеством лент и колокольчиков. С этими двенадцатью Перхтами идут парами четыре танцовщицы – тоже мужчины, но в женской одежде: на них юбки с пришитым лифом и обильной шнуровкой, под лифом – кофта с кружевными рукавами, вокруг шеи – белые рюши в складку, а кроме того – у каждой белый фартук, белые чулки и туфли.За красивыми Перхтами и танцовщицами идут безобразные Перхты – страшные и насмешливые.Когда процесссия была в движении, красивые Перхты высоко прыгали при помощи своих палок. Употребляемый для прыжков шест мог быть три – пять метров в длину, с острым железным концом, свое происхождение он мог вести от посохов альпийских пастухов и позднее использовался в танцах пастухов; колокольчики же на костюмах также напоминают нам о колокольчиках для скота и связаны со старинным дохристианским аграрным культом. У некорорых Перхт также могли быть чтезвычайно длинные щелкающие кнуты. Перхты танцевали, пели и прыгали перед окнами домов, при помощи своих посохов они перепрыгивали через канавы и заборы, некоторые из- парней использовали длинный посох для всяческих прыжков в помещениях, даже касаясь подошвами потолков комнат. По местности красивые Перхты шли серьезно и торжественно, а безобразные – шумно горланя.Где позволяло пространство, шествие останавливалось, и зрители тут же образовывали круг, в который вступали красивые Перхты и танцевали со своими танцовщицами; из-за тяжелых колпаков на головах все движения совершались медленно и обстоятельно. Одновременно танцевали и безобразные Перхты: прыгали ипроделывали различные выходки. Сами танцыПерхт носили очень самобытный характер, такие как Трестерн, Шуплатлер, Лизингер и многие другие. Когда танец заканчивался, предводитель уводил дальше всю толпу, чтобы дать им потанцевать на другом подходящем месте – так бега Перхт могли продолаться весь день.
Шествия Хутлеров (оборванцев) обязательно проводились в неистовый четверг. Их костюмы: пестрая, пятнисто-попугайская одежда, длинные штаны поверх сапог и короткая курточка, привязанная к штанам. Вокруг головы повязан платок, спускающийся на затылок и завязанный под горлом, он одновременно охватывает и деревянную маску, надетую на лицо. Зеленая плоская шляпа сельского фасона, украшенная парой петушинных перьев и замшевым кантом, и пояс вокруг бедер дополняли костюм. В шествии могли участвовать цоттлеры (Zottler — „космач“), которые в руках держали палочки из бамбука, а один их цоттлеров имел очень длинный кнут на котором кнутовище: он был ведущий танцор, кроме того, он прыгал взад и вперед перед процессией и щелкал кнутом, ходил колесом, кувыркался, снова щелкал. В качестве головных уборов у цотлеров были широкополые, обшитые зеленым шляпы, с которых свисали лисьи хвосты, а отвороты которых были украшены несколькими петушинными перьями. На улицах у цотлеров были рассрашены маски из кедровой древесины, с усами и полураскрытым ртом. В масках ряженых на Фастнах соединялись персонажи как зимних, так и летних обрядов: по улицам шествовали фрау Холле и фрау Харке, Шиммельрайтер (всадник на белой лошади), ряженные в масках вола, аиста, козла, пастуха,цыгана с медведем, „дикий человек“, Гороховый Медведь. К постоянным образам относят Хенграйфер (Henngreifer) в одеянии из петушинных перьев, Кузнец с закопченным лицом и здоровенными клещами, Торговец лошадьми (Roßhändler) со своим конем, которого изображал ещё один парень и которого и которго торговец предлагал купить, но если зритель шел на сделку, окнь внезапно падал на землю и ему требовалась врачебная помощь. Мясник впоследствии должен был его забить – и зрителю приходилось платить и врачу и мяснику.
Танцы с мячами и обручами (Schwerttänze und Reifebtänze) были неотьемлемой частью карнавалов. Популярны были танцы с мечами и перепрыгивали через мечи. С XV века известно о Мюнхенском танце бочаров, который всегда исполнялся в феврале: ведущий танцевальную процессию нес в руках разукрашенную синими и белыми лентами самшитовую дугу.,посредине висело яблоко. Танцоры шли попарно друг за другом, двумя цепочками, и каждый танцор держал один конец плотно увитой самшитом половины обруча, направив назад другой конец, который схватывал последующий танцор левой рукой. Во время танца строились и распадались отдельные фигуры: „земля“, „беседка2, „крест“, „корона“, „гирлянда“, „роза“, „мост“, „дорога“ и другие. В конце карнавальной недели во вторник и часто в Пепельную среду или даже в первое воскресенье Великого поста: соломенное чучело могли закапывать в землю, могли сжечь или просто выбросить в реку. Этот обряд означал конец зимы, но собственно символическое изгнание Зимы и встреча Лета происходили обычно как отдельный обряд в начале весны.
День св. Валентина – День всех влюбленных, 14 февраля (Vielliebchentag): девушки прежде верили, что выйдут замуж за человека, которого впервые увидят у своего дома в Валентинов день. Это – день дружбы, когда коллегам и людям которых любят, посылают цветы или небольшие подарки. Так как символ дня – сердце, то посылаемые букеты цветов связывают в форме сердца, и в этот день в форме сердца пекут пироги.
День св. Петра, 22 февраля (Petristuhlfeier), празднуется довольно шумно. Уже все вечера, накануне этого дня, или же рано утром происходит „изгнание змей и кротов“, всяческой нечисти из домов: для этого дети ходят из дома к дому с деревянными молотками, бубенцами и цепями – стучат во все углы, двери, косяки и ворота, чтобы изгнать нечистую силу. Это должны были делать обязательно дети, поэтому люди, у которых не было детей, заранее договаривались с соседскими детьми, за что и вознаграждали их деньгами или яйцами.