Пасха (Ostern) считается одним из наиболее радостных праздников, важную роль играют различные предпасхальные обряды.
Вербное воскресенье (Palmasonntag) – последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается Страстная неделя. Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освещения их в храме защищают человека от злых сил. Освящение «пальм» в церкви происходит с первых веков христианства (Palmweihe) и представляет собой повторение того ликования, которое прокатилось по Иерусалиму, когда Христос с триумфом вошел в город, — и так как навстречу Иисусу прежде всего выбежали дети, они и сегодня несут в руках во время процессии после освящения пальм в церкви празднично украшенные ветви (Palmstecken). Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжевельником, пихтой, ветками орешника, елью, буком и другими деревьями или кустарниками. Простейшие Пальмштеккен состоит из шеста, который увивается растениями; наверху крест, привязываются яйца, шест перевязывается фиолетовыми или зелёными лентами. Дети несут Пальмштекен в церковь, где их освящают, затем следует пальмовое шествие (Palmsonntagsumzuge), а потом Палимштеккен несут домой и помещают в доме в “Божий» угол у распятия, у зеркала или у изображения святых или ставят в чашу со святой водой, а возможно – привязывают в хлеву к балке: Пальмштекен оберегают и приносят благословение.
Страстная неделя (die Karwoche) называется так же Великой, Тихой, Святой, Неделей плача, Раскаяния, и печали, она начинается в Вербное воскресенье и заканчивается в страстную субботу. Во время страстной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскивают долгов, это время освобождения и помилования заключенных и ожидающих наказание. В повседневной жизни это означает: никаких танцев, никаких празднеств, никакой стрельбы и охоты, никакого шума.
Народ дал каждому дню этой недели своё собственное название. Так, понедельник называют Синим, потому что в этот день католики покрывают алтарь синим сукном; Среду – Днем Вотана, или Неправедной, ибо по легенде в среду был осужден Христос; Четверг называют Зеленым, в этот день в церкви носили зеленое облачение, и существует обычай в этот день съесть что либо зеленое, Пятницу называют днем печали.
Страстная Пятница – день смерти Христа – важнейший евангельский праздник – проходит целиком под знаком печали и траура, при соблюдении строгого поста, тишины, созерцательности, с траурными песнопениями в церкви при молчании органа и колоколов, с процессиями и посещениями кладбищ; танцы и шумная радость запрещены. В центре католической массы с преображенными Драмами находится снятие покрова и почитание креста.
Страстная суббота – день очищения. По народному обычаю дом отмывается и торжественно очищается к Пасхе, пекутся пасхальные хлеба и все приводится в порядок, занимаются окраской яиц.
Пасхальная свеча – это символ воскресения, ее освещают у огня, вставляют в нее пять крупиц ладана, которые напоминают о пяти ранах Христа, и торжественной процессией вносят в церковь: от её огня зажигаются все остальные свечи в церкви и те, что находятся в руках у верующих; она устанавливается на отдельном подсвечнике рядом с главным алтарем и до Вознесения зажигается на каждом богослужении. Собственную пасхальную свечу так же берут с собой домой, берегут и в течении года зажигают во время болезни и в нужде.
Пасхальный костер перед церковью зажигается вечером в Страстную субботу, а ребята зажигают от него факел и приносят пасхальный огонь домой: при его помощи вновь разжигается огонь в очаге. Во многих местностях вокруг пасхального костра танцуют и сжигают соломенного человека, поют песни о Вознесении.
В немецких селах Западной Сибири в Страстную субботу перед церковью обязательно разжигался костер, на котором сжигали соломенное чучело Иуды, а ночью по домам ходил хор молодых парней, исполнявших под окнами религиозные песни.
Пасхальная вода считается особо благословенной святой водой, ею крестят детей, берут ее с собой домой, она обладает особой целительной силой и способствует поддержанию молодости и красоты.
Пасхальное дерево произошло от вечнозеленой туи. Оно состоит из деревянного остова, который должен быть не менее пятидесяти сантиметров в длину и иметь три поперечных перекладины из тонких деревяшек, из которых нижняя – самая длинная, а верхняя – самая короткая. Обычно поперечные перекладины прикрепляют к вертикальному стволу при помощи проволоки.
Пасхальное воскресенье, или собственно Пасха, зависит от начала весны и от полнолуния: её празднуют ежегодно в воскресенье после первого полнолуния после начала весны, после сорокадневного Великого поста. Возможно, что название остерн происходит от немецкой богини весны Остары, в честь которой ежегодно устраивался весенний праздник, но есть и другие предположения. Это – Господень день, так как женщины в воскресенье обнаружили, что могла Христа пуста.
Пасхальное яйцо в христианском смысле – символ Воскресения, скорлупа означает могилу из которой выходит живое существо; по старинному народному обычаю яйцо – символ плодородия и вечного возвращения жизни, и оно встречается не только в весенних обычаях, но и в летних и в зимних, на жатву и Рождество. Первоначально у нас были приняты белые яйца, их дарили не крашенными, с ХII века их начали красить. Красные яйца были самыми популярными – как цвет жизни, цвет солнца, цвет крови, что пролил за нас Христос, но затем яйца еще и золотили, серебрили, усеивали красными пятнышками, на них делали фигурки: во многих местностях яйца украшались изображениями ангела, младенца Христа.
Пасхальный заяц с ХII века приносит детям яйца, хотя раньше в Голштейне и Саксонии это была курица, в Эльзасе – аист, в Гессене – лиса, в Швейцарии – кукушка. Заяц в конце концов победил, так как среди всех зверей лугов и лесов он самый плодовитый, а кроме того, он входит в свиту германской богини земли земля Гольды, во время ее ночных шествий освещает ей путь свечами.
Пасхальная еда: жаркое из ягненка, суп из девяти кореньев, печенья в виде зайца, петуха, ягненка и других животных, хлеб в форме пасхальных человечков с запечатанными в него яйцами.
Пасхальные игры:
«Разбивание яиц»: двое играющих ударяют одно яйцо о другое острыми или тупыми концами. Один участник держит яйцо, а второй бьет по нему своим. Чье яйцо при этом разобьется, тот проиграл и должен отдать яйцо.
«Сбор яиц» — игра для взрослых и детей, для которой требуются две группы – «скакуны» и «сборщики». «Скакуны» обегали соседей, собирая пасхальные кренделя, а «сборщики» пробегали из дома в дом и собирали определенное количество яиц. Кто раньше возвращаться в условленное место, собрав уже заранее оговоренное количество кренделей или яиц, — выигрывал, а проигравшие должны были приготовить угощение из собранных яиц, к которому подавались и кренделя. Угощались конечно, все – и праздник заканчивался танцами.
В немецких селах Западной Сибири посещение кладбища в этот день считалось обязательным для всех жителей.
Праздник Воскресения Господа — Пасха является одним из почитаемых и старинных праздников в церковной жизни всех христиан. Этот семейный праздник справляют весной. Происхождение названия праздника вопрос спорный. Некоторые утверждают, что возможно имя происходит от гало-римского слова «austro», что означает утренняя заря. Другие убеждены, что название происходит от древнегерманской богини весны Остары, что впрочем, не доказано.
Сегодня Пасха состоит из страстной пятницы (Karfreitag), страстной субботы (Karsamstag), праздника воскресения Господа (Пасха), пасхального понедельника (Ostermontag) — второй день пасхи или понедельник в пасхальной недели, восьмидневного праздника, который до следующего воскресенья, так называемого белого воскресенья длиться.
Пасхальному празднику предшествует сорокадневный пост, который начинается с так называемой пепельной среды (Aschermittwoch). Это подготовительное время для верующих, которые воздержание и покаяние соблюдать должны. Всего от пасхального воскресенья до Троицы пятьдесят дней.