Адрес: г. Павлодар, ул.Толстого 26
Телефон: +77713225421
русский язык deutsche

Декабрь

 

Адвент — это предрождественское время, подготовки к празднику Рождества, оно отмечено торжественным постом.Каждое из четырех последних воскресений перед рождеством — тоже адвент: 1-й адвент, 2-й адвент и т.д. В настоящее время символом Адвента стал венок (Adventskranz) — зеленый венок из еловык веток, обвитый золотыми или красными лентами с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельнок горят уже все четыре свечи. Как и многие другие народные обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу кольца. По церковному предписанию ленты этого венка должны быть, однако, не красного, а фиолетового цвета, соответствуя убранства церкви во время адвента.

 

Обычаи дня св. Барбары (4 декабря),покровительницы горняков и артиллеристов, помощницы при опасности пожара и смертельной угрозе: зерна злаков — символ этого дня — высаживают на влажную промокательную бумагу. Тогда к Рождеству поле зеленеет и образует ландшафт вокруг рождественских яслей. Ветки вишневого дерева и черемухи приносят в дом, кладут на ночь в теплую воду, а затем в кувшин с водой. Воду надо менять каждый третий день, и тогда есть надежда на цветы к Рождеству, которые должны напоминать о побеге корня иисусова.

Рождественские ясли (die Weihnachtskrippe) впервые стали устанавливать в 1223 году в церкви св. Франциска Ассизского. И хотя с XI века уже в монастырях и церквах имелись простые изображения рождения Христа, Франциск устроил все в новой форме: в пещере была расположена восковая статуя младенца Христа в настоящих яслях, поставлены вол и осел, освещена пещера была свечами, и соседи совершали паломничество к яслям, как когда-то пастухи Вифлеема. Ныне самые знаменитые ясли находятся в музеях Баварии и Италии, но и сегодня на всех крупных рождественских базарах можно купить красмво вырезанные фигуры для этой сцены.


Рождественские ясли повсюду урашают и обустраивают по-разному, в большинстве семей имеются фигурки, которые передаются по наследству. Ясли могли изображать целую деревню и её окрестности или её часть — эти ландшафты для яслей делались во время адвента, увеличивались или ремонтировались, или их заново красили. Сердцевиной передаваемых из поколения в поколение установленных сцен являются Моления пастухов и Моления Трех волхвов. Вокруг них группируются Благовещение, Поиски приюта, Вифлеемское избиение младенцев, Бегство в Египет, Иисус в доме плотника Иосифа, Свадьба в Кане. Одежда и жесты основных фигур канонизированы: Мария принимает смиренное молитвенное положение, в синем плаще она стоит ан коленях рядом с яслями, а с плеч её свисает платок. Иосифа изображают старцем: к его реквизитам относятся старая шляпа и длинный посох. Один из пастухов обычно несет на плече ягненка, которого он дарит младенцу Иисусу. Три волхва, Ирод,его солдаты, фарисен отданы на волю фантазии. Они появляются в «римских» костюмах театра барокко или в восточных одеждах — тюрбанах и шароварах. Иногда ясли показывают и вход в Иерусалим, Тайную вечерю, пленение, допрос Пилата, этапы крестного пути, распятие и Священную могилу.Детям доставляет больше всего удовольствия разрешение обустроитьясли для семейного праздника из собственноручно слепленных или смастеренных фигур.

Сооружение яслей происходит в комнате в первое воскресенье адвента, при этом принято устанавливать постепенно в каждое воскресенье одну часть яслей за другой: сначала только хлев с мхом и деревьями, затем одно животное за другим, овец и лесных зверей, затем пастухов с их собаками. Наконец, устанавливали все Святое Семейство, а в сочельник — быка и осла, младенца Христа и ангела. В католических семьях 6 января к ним присоединяют Трех святых волхвов с их верблюдами и конями.

Ясельные представления (Krippendarstellungen, Krippenspiele) — это представления сцен из Святого Евангелия, которые раньше проходили только в церквах и монастырях, а теперь также и в школах и семьях.


Обычай наполнять ясли (Die Krippe füllen): в сочельник ясли переносят из комнаты, где они были во время адвента, и устанавливают под елкой. За каждую любезность и доброе дело, которое дети совершают во время адвента, например: беспрекословно помогают по хозяйству, не ссорятся с братьями и сестрами, помогают старым соседям и др. – им разрешают класть в ясли по одной соломинке. И чем больше соломинок, тем мягче будет лежать младенцу Иисусу. Этот обычай взращивает в детях любовь к ближнему и самоотверженность и учит их добру.


Обходы дворов св. Николаем (5декабря, канун дня св. Николая), покровителем судоходства, торговли и ремесел: обычный образ св. Николая – старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ или монах. Но костюм мог быть и другим: старое платье, связки соломы на спине, цепь вокруг тела. В руке св. Николай держал розги, а за плечами – большой мешок с подарками. Св. Николай справлялся у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, св. Николай одаривал послушных детей орехами и сушенными фруктами, а непослушных бил розгами. Часто св. Николая сопровождали различные путники: Пельцникель, Ругбельц, Эрбсбэр, Шимельрайтер, Крампус, Бутмандли (Pelznickel, Rugbelz, Erbsbär, Schimmelreiter, Krampus, Buttmandln) и другие. Они шествуют по улицам, щелкая кнутом, звеня бубенчиками и цепями, которыми обвешаны.


Бег Буттмандлей происходит, согласно обычаю, в первое и второе воскресенье адвента: это, в сущности, то же шествие св. Николая, но при этом его спутниками являются Буттмандли – причудливые персонажи в масках из черной овчины или заячьего меха, полностью обернутые соломой, у некоторых есть рога, а тело увешано коровьими колокольчиками, производящими оглушительный шум. Св. Николая сопровождают двенадцать Буттмандлей, которые движутся вприпрыжку, а крестьяне окропляют их святой водой. Они же несут корзины с подарками, которые раздают детям после наставления св. Николая.


Обходы дворов певцами-колокольщиками и стучальщиками (Klöpfgeher, Glöckensinger) происходит в первые три четверга адвента, когда певцы ходят от двора к двору, поют песни адвента, красивые пастушьи или ясельные песни, получают за это угощение или немного денег. стучальщики стучат в двери маленькими деревянными молоточками, отчего и получили свое прозвище. Они одевались в тулупы из овчины, держали в руках старые фонари, на шее — цитры и гитары.


Обычаи дня св.Люции (13 дкабря), которую иногда называли также Luzelfrau, Pudelmutter: св. Люция – это образ середины зимы, день, который до конца XVI века считался самым коротким днем года (потом этим днем стали считать день 21 декабря). В эту самую длинную ночь в году перед поворотом солнца зарождался свет и вместе с ним жизнь наступающего года. Христианские образы этого дня: девушки, одетые в белые платья, с венцами невест на головах (Lucienzweige).

Святочные ночи (Rauchnächte, Zwölfte) – ночи с 25 декабря по 6 января – свое наименование и происхождение ведут, по одному предположению, от обычая за двенадцать дней и ночей междугодья выкуривать злых духов и избегать всего, что могло бы принести неблагополучие, а по другому предположению – это ночи, когда бродят косматые черти…

В течение двенадцати ночей святок или так5же «юлова времени» (Julzeit) в дохристианские годы царил всеобщий мир, оружие бездействовало, женщины не работали, в эти дни нужно было вернуть все взятые взаймы вещи, нельзя было стирать и готовить, а сны были вещими. Считалось, что в это время боги ходят по всей земле или же в Вотановой дикой охоте грохочут над облаками, поэтому хозяева оставались дома и приглашали к себе друзей, чтобы еще больше усилить защиту дома, и праздновали всласть, радуя и богов жертвенными дарами.